Важную роль в развитии информационных технологий в здравоохранении играют медицинские информационно-аналитические центры. Чаще всего именно они являются движущей силой цифровизации в регионе. Поскольку переход к современному цифровому пространству в сфере здравоохранения сопряжен с решением сложных вызовов, в этой связи особенно интересным представляется локальный опыт — как решают федеральные задачи по цифровизации в конкретном субъекте РФ. О практике внедрения медицинской информационной системы и преградах, которые приходится преодолевать, рассказывает директор РМИАЦ Минздрава Удмуртской Республики Анастасия Утева.
- Анастасия Геннадьевна, какие возможности дает единое цифровое пространство в здравоохранении, на ваш взгляд? Какую роль в этом играет региональный МИАЦ?
- Единое цифровое пространство позволяет на основе первичных данных анализировать, что происходит в отрасли в целом и в каждой медицинской организации в частности, затем принимать соответствующие решения.
При обнаружении проблемы в медицинской организации (МО) мы ищем причины ее происхождения и настраиваем процессы для устранения. Самое быстрое и простое изменение — внедрение ИТ-решений. Именно это мы и курируем.
РМИАЦ является связующим звеном между медорганизациями, министерствами, главными внештатными специалистами. Мы проводим аудит, оцениваем технологическую инфраструктуру.
Компетенции медицинских специалистов в сфере информационных технологий — еще один большой пласт, над которым мы активно работаем. Наших врачей мы учим не просто нажимать на кнопки, а объясняем, что качество оказания медицинской помощи зависит в том числе и от правильного применения ИТ-инструментов.
В 2023 году РМИАЦ Удмуртской Республики стал клинической базой Ижевской государственной медицинской академии. Мы начали знакомить с МИС студентов шестого курса и ординаторов, рассказываем им также про информационную безопасность, для чего она необходима.
В этом году впервые запустили курс повышения квалификации по электронному документообороту. Обучение направлено на руководителей МО и врачей, поскольку у каждого своя зона ответственности и используемая функциональность в системе.
Сейчас делаем акцент на культуре взаимодействия между медицинскими организациями, медработниками и пациентами. В частности, совместно со специалистами республиканского медицинского колледжа, медицинскими психологами организовали курсы для медицинских регистраторов о том, как разговаривать с пациентами, как нивелировать конфликт, правильно пользоваться сервисами. Мы видим значимую роль РМИАЦ в направлении обучения специалистов МО.
- Процесс цифровизации в субъектах происходит по-разному. Когда Удмуртия перешла на «ЕЦП.МИС»? Что этому предшествовало?
- Первая единая информационная система в регионе была разработана еще в семидесятых годах. Она называлась автоматизированная система управления Горздрава Ижевска, изначально необходима была для учетной политики. В девяностых годах данная учетная система была внедрена во всех медицинских организациях.
К 2020 году мы прошли весь путь от стандартной автоматизации бумажных документов до цифровизации: внедрили в своей локальной системе электронную медицинскую карту пациента, добавили подсказки для медицинских организаций и стали рассчитывать показатели. За 20 лет система существенно наполнилась данными. Врачи к ней привыкли. Однако с появлением новых федеральных требований в рамках юридически значимого электронного документооборота она уже не справлялась.
В 2020 году в качестве пилотного проекта мы подключили пять медицинских организаций к «ЕЦП.МИС»: систему активно внедряли, изучали, использовали и «набивали шишки». В частности, выстраивали структуру и смотрели, какие подразделения выделить, какие АРМ необходимы, как с этим работать. В основу встала процессная модель управления. Если медорганизация в каком-то процессе начинала «выстреливать», устраивали в нее экскурсии для всех остальных МО. Обмен лучшими практиками помогал осознавать другим, что это действительно нужно.
Как правило, после «обкатки» определенного процессного механизма в системе, мы пересматриваем наши региональные приказы, распоряжения, локальные нормативные акты. Вносим необходимые изменения и далее тиражируем решение.
- Как медицинские организации воспринимают интеграцию цифровых технологий в свою деятельность?
- Непросто. Принятие нового — это сложный психологический процесс для любого человека. При переходе на «ЕЦП.МИС» наше медицинское сообщество прожило все пять стадий принятия неизбежного. Было тяжело, скорость у всех разная, но именно то, что обучали по «каскадному» механизму, в том числе и врачи друг друга, находили «звездочек», которые смогли рассказать о положительных моментах, помогло нам переломить сопротивление и негатив. Когда началось массовое наполнение системы и специалисты на практике убедились, как можно использовать все цифровые решения во благо, ситуация поменялась.
Сегодня в целом медработники начали понимать, что цифровизация действительно помогает. Они намного быстрее и проще могут посмотреть всю историю болезни пациента, быстрее сориентироваться и назначить лечение, скорректировать его при необходимости. Ориентируются они в том числе и на подсказки, которые дает информационная система.
Кроме того, медицинские специалисты стали активно высказывать пожелания по доработке системы — для нас это положительный знак. Значит, они стали активно применять информационные технологии в своей профессиональной деятельности и задумываются о том, что им еще нужно.
- Какие сервисы работают в республике? Как их внедрение повлияло на доступность и качество оказания медицинских услуг?
- Самые популярные сервисы — запись на прием к врачу и вызов врача на дом. Результат впечатляет: на старте использования «ЕЦП.МИС» в 2020 году было 4 млн дистанционных записей, сегодня — 8,5 млн. Источников для записи много. Пожилые люди, которые не могут осуществить запись через мобильное приложение к врачу или единый портал госуслуг, звонят в кол-центр. Некоторые по привычке идут в поликлинику, где администраторы через инфоматы помогают осуществить запись на прием к врачу, вакцинацию или диспансеризацию.
Постепенно входят в обиход «листы ожидания»: сегодня пациенты могут поставить себя в очередь для записи к врачу в лист ожидания. Апробируем механизм направления уведомления о наличии свободной для записи даты через мобильное приложение. Если пациент не воспользовался свободными слотами три раза подряд, его удалят из этого листа ожидания.
РМИАЦ совместно с Минцифрой Удмуртии активно работает над внедрением роботизированного обзвона пациентов. В регионе используется один робот на все услуги, и люди к этому хорошо привыкают, они понимают, что это делает МФЦ.
Телемедицинские консультации (ТМК) по типу «врач-пациент» мы используем в виде аудиозвонков и дистанционных мониторингов для пациентов с артериальной гипертонией. Так можно провести повторный прием или медицинские консультации для льготников, которым необходимо ежемесячно приходить за выпуском рецепта: мы обеспечили им дистанционную выпуски рецепта по ТМК. Востребованы ТМК и по типу «врач-врач», особенно республиканских медицинских организаций с районными больницами.
Для анализа электронных медицинских карт применяем искусственный интеллект: в системе Webiomed проанализировано 1,3 миллиона медкарт, проведено 14,3 млн оценок — врачи используют эту информацию для оценки рисков заболеваний пациентов. При этом мы понимаем, что для ИИ тоже требуется обучение и соответствующая база знаний, над которой мы активно работаем.
В 2024 году запускаем возможности искусственного интеллекта для анализа цифровых изображений: маммографии, компьютерной томографии головного мозга, рентгенографии органов грудной клетки, флюорографии. Рентгенологи оценивают результаты, что дает им искусственный интеллект. Специалисты РМИАЦ анализируют и адаптируют процессы под новые возможности, выстраивают организационную модель. Планируем, что с 2025 года у нас на более высокий уровень выйдут скорость и качество диагностики при скрининговых исследованиях.
Наших врачей мы учим не просто нажимать на кнопки, а объясняем, что качество оказания медицинской помощи зависит в том числе и от правильного применения ИТ-инструментовАнастасия УтеваДиректор РМИАЦ Минздрава Удмуртской Республики
- Каких положительных результатов удалось добиться? Каким образом?
- Мы разработали новый формат работы, соединив организационную модель, основанную на нормативном регулировании, с процессной моделью бережливых технологий и элементами цифровых решений. Таким образом, получили коробочное решение по каждому процессу, которое можно тиражировать в медицинских организациях.
Инструкции «РТ МИС» форматируем уже с учетом нашей организационной, процессной и цифровой моделей, расписывая роли не по АРМ, а по функциональности.
Что получили? В 2024 году у нас сформировано 24,5 млн электронных медицинских документов: больничные листы, справки, направления и т.д. Для сравнения, в период опытной эксплуатации МИС было порядка 20 тысяч, в 2022 году — 3 млн.
Полностью в электронный вид переведены направления на медико-социальную экспертизу (за 2024 год это 20 тысяч документов), родовые сертификаты (8,1 тысяч), справки на оружие (6 тысяч). В электронном виде выдаются и свидетельства о рождении — здесь мы занимаем лидирующие позиции по стране.
В качестве пилотного проекта запустили оформление электронных медицинских свидетельств о смерти. К моменту старта проекта на федеральном уровне мы будем готовы полноценно развернуть его у себя и это точно будет востребовано.
Сегодня не нужно убеждать больницы выписывать электронные документы, важно работать над их качеством: они должны быть заполнены в полном объеме и максимально достоверной информацией.
- Что при сотрудничестве с разработчиком системы требует наибольшего внимания?
- Четкая постановка задач. Мы должны объяснить разработчику, что мы хотим и для чего, почему важно изменить именно это. Учитывая свой колоссальный опыт разработки, мы понимаем, что действительно важно, а что может подождать. Если менять зеленую кнопку на красную, то для чего — трудозатраты должны быть сопоставимы с результатом. Приоритизация задач и их четкая постановка помогают нам решать вопросы здесь и сейчас.
- Какие задачи по цифровизации регионального здравоохранения являются, на ваш взгляд, первоочередными?
- Персонализированная медицина. Это особенно важно для коморбидных пациентов, для пожилых. Мы должны лечить больного, а не его заболевания. Пока все подсказки в информационной системе направлены на диагноз, они не дают возможности учитывать коморбидность. Это нужно исправить: невозможно лечить отдельно сахарный диабет и артериальную гипертонию и назначать препараты, конфликтующие друг с другом. Мы хотим оказывать помощь пациенту индивидуально, с учетом его потребностей, а информационная система нам может в этом помочь, но ее необходимо доработать.
Далее сможем выйти на новый уровень межведомственного взаимодействия. Например, все регионы активно работают с Министерством социальной политики. У всех есть свои проблемы и точки соприкосновения. Эти региональные потребности тоже можно «закрыть» благодаря МИС. И тогда мы могли бы развернуть в полном объеме систему долговременного ухода, оказание услуг для многодетных семей, для вновь родившихся малышей, которые до трех лет обеспечиваются льготными препаратами, и т.д. Такое взаимодействие помогло бы вывести качество жизни наших граждан на другой уровень.
- Знаем, что РМИАЦ Удмуртской Республики готовит деловую секцию в рамках межрегионального мероприятия «ЕЦП.ФОРУМ», который состоится в Перми в сентябре 2025 года. Расскажите, на чем сфокусируете внимание?
- Будем рассказывать о том, как Удмуртская Республика проходила путь от автоматизации к цифровой трансформации здравоохранения и какую роль при этом сыграли медицинские организации. Специалисты поделятся опытом, с какими проблемами столкнулись, как искали и находили решения.
Обязательно будем говорить про вектор развития, поскольку каждый виток даёт нам что-то новое, делает нас сильнее. Посмотрим, что ждёт нас в будущем.