Обучение пользователей – один из ключевых факторов успеха внедрения МИС

Один из важнейших этапов развертывания проекта по внедрению региональной медицинской информационной системы заключается в обучении персонала работе с ней. От качественно организованного и проведенного обучения зависит, станет внедренная система удобным инструментом или невыносимым бременем. Как сделать этот процесс максимально эффективным и наименее трудоемким, какие способы ознакомления с системой применяются, рассказывает директор департамента внедрения «РТ МИС» Елена Мякшина.

 

– Елена Викторовна, вы более десяти лет занимаетесь вопросами внедрения медицинской информационной системы, участвовали в создании учебного центра компании «СВАН». Изменились ли за прошедшие годы подходы к обучению пользователей?

– Первые шаги нашего учебного центра были связаны с внедрением электронных медицинских карт пациентов. Тогда казалось, что эту функциональность могут освоить единицы врачей, и никто не мог предположить, что в недалеком будущем персональный компьютер станет ежедневным рабочим инструментом большинства сотрудников медоргани заций.

Современные технологии существенно изменили нашу жизнь и открыли перед нами новые возможности. Кажется, еще совсем недавно наше взаимодействие проходило в формате личных встреч, мы общались по Skype небольшими группами. С появлением новых форм коммуникаций информация стала оперативно поступать к пользователю по другим каналам: вебинарам, аудио- и видеозаписям, марафонам в соцсетях, консультациям в чатах и другим.

Десять лет назад основная работа в медицинской информационной системе (МИС) заключалась в занесении учетных документов для формирования реестров-­счетов. Сегодня МИС представляет собой целую экосистему, охватывающую все разделы оказания медицинской помощи.

Внедрение новой МИС – сложный процесс, и без объединенных усилий трех сторон – разработчиков системы, администрации медорганизации и медицинского персонала – успешного результата не достичь. Какой бы функциональной ни была МИС, ее встраивание в повседневную работу должно быть максимально безболезненным.
Елена Мякшина
Директор департамента внедрения «РТ МИС»

– Кто, на ваш взгляд, должен обучать медицинский персонал работе в МИС?

– Такой вопрос недавно прозвучал в рамках Международного конгресса «Информационные технологии в медицине», и мы с коллегами активно его обсуждали. На мой взгляд, внедрять, а значит, встраивать медицинскую информационную систему в бизнес-процессы медорганизации должны специалисты компании-разработчика. Именно поэтому в «РТ МИС» создан учебный центр.

У нас работают преподаватели информационных технологий, методисты вузов, бывшие специалис­ты медицинских организаций. С одной стороны, они отлично осваива­ют функциональность ЕЦП.МИС, с другой – владеют компетенциями в области методологии и педагогики. Наши преподаватели не просто показывают, где какую кнопку нажать, но и объясняют логику бизнес-процессов, рассказывают о плюсах использования цифровых решений.

– Как происходит процесс обучения пользователей на этапе внедрения системы? Какие задачи приходится решать при организации этого процесса?

– Внедрение новой МИС – сложный процесс, и без объединенных усилий трех сторон – разработчиков системы, администрации медорганизации и медицинского персонала – успешного результата не достичь. Какой бы функциональной ни была МИС, ее встраивание в повседневную работу должно быть максимально безболезненным.

При внедрении МИС специалисты нашего учебного центра приезжают в регион и работают по плану, заранее согласованному с местными минздравом, медицинским информационно-аналитическим центром, главными врачами, пользователями системы. Мы должны предварительно изучить особенности и специфику каждой медорганизации.

Никакой необходимости в создании на местах специальных условий для проведения инструктажа нет. Как правило, сначала мы организуем вводную встречу, на которой «внедренцы» знакомят персонал с системой. Затем осуществляется ознакомление со всеми ее практическими особенностями и нюансами. В среднем на обучение одного медработника выделяется полтора-два часа. Если в медорганизации подготовлен небольшой кабинет, например, с пятью компьютерами, могут одновременно проходить обучение несколько пользователей. Но все-таки специалисты учебного центра чаще занимаются персонально с каждым работником.

– Нередко специалисты учебного центра сталкиваются с сопротивлением персонала переменам. Как вы преодолеваете подобные трудности? Сколько времени занимает процесс внедрения системы в регионе?

– В преодолении сопротивления персонала помогает индивидуальный подход к каждому человеку и кропотливая системная работа. При внедрении системы в регион, как правило, выезжают 15-20 наших специалистов, а 20-25 – работают в проекте в дистанционном формате: ведут задачи, делают настройки.

Процесс внедрения зависит от размеров и количества медорганизаций. Его продолжительность обычно составляет от двух недель до двух месяцев. В целом адаптационный период занимает от трех месяцев до полугода.

– Какие условия необходимо создать для успешного внедрения системы в регионе?

– В процессе развертывания системы важно все: и вовлеченность руководителей здравоохранения региона, и персональная ответственность главных врачей, и оснащенность автоматизированных рабочих мест (АРМ). Конечно, нужно обеспечить достаточное количество нашего внедренческого персонала и выделить время на проведение обучения пользователей на местах.

– Какие факторы влияют на полноту использования МИС?

– Чтобы функциональность системы использовалась полностью, важны и желание, и понимание того, что МИС – это ежедневный прикладной рабочий инструмент. Наша многолетняя практика обучения медперсонала показывает, что, если врач заинтересован и вовлечен в учебный процесс, МИС становится для него надежным помощником. Такие специалисты продолжают знакомиться с функциональностью системы самостоятельно, изучают инструкции, посещают открытые вебинары, задают вопросы, формируют заявки на обучение через МИАЦ своего региона.

– Относительно недавно ваша компания начала применять новую схему процесса внедрения. Расскажите, пожалуйста, в чем состоит ее особенность и в каких регионах она уже реализована.

– Согласно новой схеме, сначала реализуется регламентирующий этап, на котором определяется уровень и профиль медорганизации. Затем проводится внешний аудит, согласовываются настройки и формы отчетности. На этом этапе сопоставляются реальные процессы медицинской организации и возможности системы.

Следующие этапы – обучение медперсонала, тестирование и аудит результатов внедрения системы в конкретной медицинской организации. При необходимости мы организовываем дополнительное обучение.

  • 13.12.2023
29 регионов России завершили переход на единую медицинскую информационную систему «ЕЦП.МИС». Процесс начался в 2020 году и включал комплекс работ по смене интерфейсных решений, технологического стека, переноса исторических данных, внедрению и обучению сотрудников. Такое преобразование позволило создать единое информационное пространство от врача до пациента и привести систему в соответствие с федеральными требованиями.
  • 28.11.2023
В Горно-Алтайске состоялась двухдневная конференция «Цифровая Катунь». В ней приняли участие представители регионального министерства здравоохранения, главные врачи, рентгенологи и фельдшеры медицинских организаций, ИТ-специалисты «Ростелекома» и его дочерних компаний. В рамках мероприятия обсуждали промежуточные итоги перехода регионального здравоохранения на Единую государственную информационную систему (ЕГИСЗ).
Используя наш сайт вы даете нам согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве. Если собранная информация содержит персональные данные, мы будем обрабатывать ее в соответствии с нашей - Политикой конфиденциальности.
Согласен