– Елена, вы стояли у истоков формирования учебного центра компании СВАН, одного из учредителей РТ МИС, и до сих пор продолжаете взаимодействовать с пользователями медицинских информационных систем. Ваш опыт обучения уже превышает 15 лет. Как за это время изменилось отношение врачей к информационным технологиям?
– За последние 15 лет врачи прошли все стадии принятия информационных технологий. И сейчас они уже не представляют, что однажды придут на рабочее место, а вместо компьютера – ручка, листок и бесконечные бланки, формы для заполнения вручную.
С появлением развитых ИT-инструментов, систем поддержки принятия врачебных решений, юридически значимого электронного документооборота компьютер стал неотъемлемой частью жизни каждого врача.
Однако несмотря на широкий набор цифровых помощников и то, что функциональность современных решений давно вышла за рамки «набивалок», некоторые врачи по-прежнему используют только базовые, минимальные опции медицинских информационных систем (МИС). МИС настолько плотно вошли в жизнь врачей и стали неотъемлемой частью лечебного процесса, что их возможности нужно задействовать по максимуму.
– От чего зависит полнота использования МИС?
– Чтобы функциональность системы использовалась полностью, важны и желание, и осознание того, что МИС – это прикладной рабочий инструмент. Наша многолетняя практика показывает, что если врач заинтересован и вовлечен в процесс обучения, то МИС станет для него другом и надежным помощником. Такие специалисты самостоятельно продолжают знакомиться с функциональностью системы, изучают инструкции, посещают открытые вебинары, задают вопросы, формируют заявки на обучение через медицинский информационно-аналитический центр своего региона.
Приведу пример грамотного использования МИС. В региональной детской больнице в Перми планировка помещений, расположение камер, терминалов самообслуживания – все продумано и связано нашей информационной системой. В результате процесс, идущий в соседних больницах несколько дней, в региональной больнице занимает не более 40 минут.
Если в глубоком внедрении МИС заинтересованы и региональные органы управления здравоохранением, и главные врачи, и медицинские специалисты, и администраторы медучреждений, то полное использование возможностей МИС становится не единичным случаем, а системной региональной практикой.
– Что происходит, если использование медицинской информационной системы остается на минимальном уровне?
– В таком случае у специалиста не выработана привычка работы с информационными технологиями в целом. На работу уходит больше времени, данные заносятся не в полном объеме, увеличивается количество ошибок, что влияет на формирование реестров на оплату счетов, а это прямой финансовый показатель медицинской организации.
Кроме того, медицинская организация – это связанные между собой цепочки бизнес-процессов. Например, пациент получил услугу в поликлиническом звене, продолжил лечение в стационаре. Для врача стационара данные электронной медицинской карты (ЭМК) пациента будут подсказкой в назначении терапии. Но если ЭМК заполнена формально, отсутствует информация о назначенных препаратах, выполненных исследованиях, результатах диагностики, то врач стационара остается без нужной информации.
Неполное заполнение полей МИС ведет и к тому, что начинают страдать федеральные показатели региона. А это уже влияет на рейтинг цифровой зрелости и KPI главы субъекта Федерации.
Сейчас активно идет процесс накопления первичных данных для обучения систем на основе искусственного интеллекта, аналитики отрасли. Без этих данных аналитические системы просто не заработают.
– Вы сказали, что внедрение МИС более глубокое, если есть заинтересованность и вовлеченность на всех уровнях. Расскажите об этом подробнее.
– Мы стоим на пути цифровой трансформации, и все, что может быть оцифровано, должно перейти в цифру: документы, бизнес-процессы, алгоритмы, аналитика, другие данные. И ежедневное, можно сказать уже обязательное, взаимодействие с МИС – не самостоятельная инициатива врача, а федеральные требования.
Мы создаем продукт на базе федеральных нормативных правовых актов, логика процессов выстраивается по стандартам оказания медицинской помощи.
От работы врача с МИС зависят показатели региона в целом.
Таким образом, участниками цифровизации отрасли здравоохранения становятся врач, руководитель медорганизации, разработчик, регион.
Если регион заинтересован в качественной работе с МИС, то подход будет выстроен прозрачно, системно, в формате постоянного диалога, как с медицинским сообществом, так и разработчиком.
Например, региональный минздрав выпускает приказ о том, что теперь все должны работать в МИС, контролирует готовность рабочих мест – наличие компьютеров, другой техники, подключения к защищенной сети. Совместно с разработчиком составляется план-график внедрения и обучения медицинского персонала. Одна из практик – это обучение от каждого медучреждения ИT-специалиста, главного врача, врача-методиста, которые в дальнейшем транслируют знания остальным сотрудникам медицинской организации. Можно сказать, на базе больницы формируется свой центр компетенций.
Когда руководители понимают, каков уровень внедрения и владения МИС в регионе, цифровизация отрасли становится контролируемой. Работа с МИС анализируется, опыт лучших масштабируется на все медицинские организации.
– Как происходит обучение работе в МИС?
– При внедрении «ЕЦП.МИС» мы проводим инструктажи онлайн или с выездом в регион. Также в офисе РТ МИС в Перми есть свой учебный центр. Некоторые специалисты приезжают к нам и учатся методом полного погружения.
Мы предоставляем видеоуроки, инструкции – база знаний остается у региона навсегда. В 2021 г. запустили новый проект «ЕЦП.Практика» – цикл открытых вебинаров. Их можно посмотреть в режиме реального времени или в записи. Все видео находятся в открытом доступе. Для каждого региона создан Telegram-канал, в котором пользователям сообщают о событиях в системе и анонсируют учебные мероприятия.
Также совместно с Академией медицинского образования мы сформировали полноценный
образовательный курс для врачей поликлиники и интегрировали его в систему Непрерывного медицинского образования (НМО). То есть, по сути, включили в образовательную траекторию врача цифровые навыки. Сегодня все врачи должны проходить обязательную аккредитацию. Она складывается из профильных мероприятий и курсов повышения квалификации. И поскольку навыки работы в МИС, как и специализированные знания, стали базовым требованием, интеграция в НМО позволяет врачу строить образовательную траекторию с учетом веяний времени.
– Кто обучает работе с системой?
– Бывали случаи, когда нас спрашивали: «А кто будет обучать, программисты?». Врачи переживали, что о и такой сложной системе им будут рассказывать непонятным ИT-языком.
Сотрудники нашего учебного центра – это преподаватели информационных технологий. Они и коммуникаторы, и переводчики с компьютерного языка на простой человеческий. Они не просто показывают, где, какую кнопку нажать, но и объясняют логику бизнес-процессов, рассказывают о плюсах использования цифровых решений.
– «Образовательная траектория» – термин, который звучит все чаще и чаще. Применим ли он в здравоохранении в части цифровой трансформации?
– Образовательная траектория в цифровом здравоохранении только формируется. Тут необходима слаженная работа менеджеров здравоохранения, медицинских учреждений, образовательных организаций, медицинских специалистов и, конечно, разработчиков систем. Должна быть не «догоняющая» система, когда врач уже работает с МИС, а проактивная – начинающаяся с вузов, со студентов. Чтобы молодой специалист, приступая к работе, уже обладал соответствующими цифровыми навыками. Например, мы много лет сотрудничаем с Пермским государственным медицинским государственным университетом им. академика Е.А. Вагнера, предоставляем им доступ к учебному стенду системы, обучаем студентов. Это хороший региональный проект, однако такая практика должна быть закреплена на федеральном уровне.
– Какие перспективы у цифрового здравоохранения в целом?
– Это риторический вопрос. Цифровизация медицины набирает обороты, но ни один сервис не заменит опыт, насмотренность, знания, профессиональную интуицию врача. Поэтому цифровые помощники должны очень деликатно дополнить тандем врача и технологий. РТ МИС будет прикладывать максимум усилий, чтобы наши системы были удобными для врачей и стали им настоящими цифровыми помощниками.