Удмуртская Республика – передовой регион в цифровизации в целом и во внедрении межведомственного подхода в рамках цифрового взаимодействия в частности. Здесь работают слаженно, «бесшовно» обмениваясь информацией о пациентах, и системно выстраивают бизнес-процессы, для того чтобы получение медицинской помощи стало простым, качественным и доступным для населения.
О развитии региональной экосистемы здравоохранения и взаимодействии медицинского сообщества при внедрении цифровых решений рассказывает министр здравоохранения Удмуртской Республики Сергей Багин.
- Сергей Андреевич, от каких факторов зависит качество медпомощи? Какие цифровые аспекты способствуют ее повышению?
- Повышение качества медицинской помощи — одна из ключевых задач здравоохранения. На это влияет множество факторов: финансирование отрасли, уровень квалификации медицинских кадров, состояние материально-технической базы. Большую роль играют цифровые технологии.
К основным цифровым аспектам относятся внедрение электронной медицинской карты с последующим переходом на электронный документооборот (ЭДО), использование технологий искусственного интеллекта (ИИ), телемедицины, а также динамического наблюдения за состоянием здоровья с помощью персональных помощников. Самый простой пример – сегодня лечащий врач, используя эти инструменты, может полностью отследить клиентский путь пациента на всех этапах лечения и принять своевременное решение о дальнейшей тактике лечения, часто – с использованием ИИ.
Так, система поддержки принятия врачебных решений Webiomed позволяет применять персонифицированный подход для оценки рисков развития заболеваний и осложнений. Система формирует индивидуальный план лечения с учетом клинических рекомендаций, особенностей организма пациента, его возраста, образа жизни и других характеристик. Мы также используем ИИ для описания цифровых изображений – флюорограмм, КТ-исследований, мамограмм, снижая вероятность ошибок и повышая точность постановки диагноза.
- Как изменились за последние пять лет процессы оказания медпомощи населению в Удмуртии?
- IT-инструменты наряду с бережливыми технологиями стали главными инструментами для оптимизации работы. Внедрение цифровых технологий в процесс оказания медицинской помощи обеспечили «бесшовность» обмена информацией и преемственность ведения пациентов как на амбулаторном и стационарном этапе, так и между медицинскими организациями разного уровня. Переход на ЭДО позволил организовать межведомственное электронное взаимодействие со службой ЗАГС, Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, Социальным фондом России, Росгвардией и Роспотребнадзором. Это позволяет сократить сроки предоставления той или иной услуги, исключая лишние обращения пациентов в различные ведомства.
Цифровые решения улучшили доступность квалифицированной медицинской помощи, в том числе для сельского населения. Внедрение телемедицинских консультаций позволяет пациентам получать рекомендации по дальнейшей тактике лечения без необходимости посещения районной или областной больницы.
- Что для этого было сделано?
- За последние пять лет в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении» в республике создана технологическая инфраструктура: автоматизировано более 14 тысяч рабочих мест в медорганизациях, внедрена система защиты информации, увеличены вычислительные мощности, созданы основной и резервный центры обработки данных.
На новый уровень вышла информационная инфраструктура. В деятельность медорганизаций внедрены единая цифровая платформа «ЕЦП.МИС», лабораторная информационная система «ЕЦП.ЛИС», центральный архив медицинских изображений, единая радиологическая информационная система, медицинские изделия с ИИ; осуществлено подключение к 11-и централизованным подсистемам Минздрава России и 4-м вертикально-интегрированным медицинским информационным системам Минздрава России по основным нозологиям: онкология, сердечно-сосудистые заболевания, акушерство и неонатология, профилактика.
Сегодня в государственной информационной системе Минздрава Удмуртии хранится более 1,49 млн электронных медицинских карт пациентов.
Для пациентов расширены сервисы и услуги на Едином портале государственных и муниципальных услуг, запущен Региональный портал медицинских услуг с мобильным приложением «К врачу». С 2020 года число пользователей личного кабинета «Мое здоровье» в регионе выросло в 1,2 раза и составило 607 тысяч человек. Сегодня все медорганизации региона обеспечивают доступ граждан к электронным медицинским документам.
Наша главная цель – преобразовать экосистему здравоохранения, сделать ее пациентоцентричной. Мы создаем проактивную медицину, адаптивную к внешним изменениям. Именно при такой основе можно говорить о цифровой трансформации и зрелости системы здравоохранения.Сергей БагинМинистр здравоохранения Удмуртской Республики
- Стиль и методы управления меняются, когда повышается сложность и масштабность поступающих задач. В каком направлении вы сосредотачиваете усилия?
- Наша главная цель – преобразовать экосистему здравоохранения, сделать ее пациентоцентричной. Мы создаем проактивную медицину, адаптивную к внешним изменениям. Именно при такой основе можно говорить о цифровой трансформации и зрелости системы здравоохранения.
Наша региональная медицинская система основана на цикле Деминга-Шухарта – модели непрерывного совершенствования процессов. Основная цель – повысить устойчивость отрасли здравоохранения, главная задача – повысить эффективность и результативность процессов за счет цифровых и бережливых технологий.
- С чего начинаете преобразования?
- На первом этапе определяем процессы, которые нуждаются в изменении. Целевая группа может быть любой: пациенты, медработники, руководители учреждений, министерства и ведомства. Если интерес совпадает у всех заинтересованных сторон, этот процесс берется в работу в первую очередь. При успешной отработке на небольшой группе или пилотном проекте процесс масштабируется на все учреждения. Главная задача – обеспечить удобство сотрудников, пациентов и руководителей, вовлеченных в систему.
Например, для совершенствования организации первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в 2024 году был запущен пилотный проект в 13-ти фельдшерско-акушерских пунктах в 4-х муниципальных образованиях: Игринском, Селтинском, Дебесском и Малопургинском районах Удмуртии. В течение полугода велась активная работа с привлечением главных внештатных специалистов и специалистов республиканского медицинского колледжа по оптимизации существующих процессов. Внедряли ЭДО, развивали дистанционные формы работы, включая проведение телемедицинских консультаций в формате врач-фельдшер, фельдшер-пациент, настраивали дистанционную передачу ЭКГ-исследований. Большое внимание уделили взаимодействию с администрацией муниципальных образований и сельских поселений, вели активную работу по популяризации здорового образа жизни, информированию населения о возможности и необходимости прохождения диспансеризации и профилактических медосмотров. Этот проект показал положительные результаты, был оформлен в виде «коробочного» решения и будет тиражироваться на все ФАП республики.
- Может ли цифровизация способствовать увеличению продолжительности жизни?
- Для увеличения продолжительности жизни населения требуется комплексный и системный подход отрасли. Это позволит своевременно выявлять критические болевые точки и принимать эффективные управленческие решения. В основе функционирования системы управления здравоохранением лежит анализ первичных данных. Единое цифровое пространство в республике позволяет органам исполнительной власти и ключевым помощникам пользоваться одними исходными данными, осуществлять мониторинг ситуации в режиме реального времени и прогнозировать ее развитие. Для решения выявленных проблем зачастую требуется трансформация существующих процессов, стандартизация и внедрение типовых решений. Это подразумевает разработку единых правил и алгоритмов для всех участников системы.
Так, внедрение в 2024 году программы диспансерного наблюдения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями позволило снизить уровень смертности от болезней системы кровообращения (БСК) в регионе до 493,3 на 100 тысяч населения, что ниже среднероссийского показателя (555,5 на 100 тысяч населения). Также до 81% удалось увеличить долю пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, состоящих на диспансерным учете (в 2023 году – 70,5%) и повысить долю пациентов, взятых своевременно на диспансерный учет, с 60,5% за 2023 год до 76% в 2024 году.
Таким образом, реализация комплексной программы диспансерного наблюдения способствовала улучшению выявления и контроля сердечно-сосудистых заболеваний, что положительно отразилось на ключевых показателях здоровья населения и продолжительности жизни в регионе.
- Минздрав Удмуртской Республики участвует в III межрегиональном мероприятии «ЕЦП.ФОРУМ», которое состоится в Перми в сентябре. Каким опытом вы готовы поделиться?
- Правительство Прикамья предложило нам провести одну из секций форума. Мы решили поделиться практическим опытом внедрения цифровых решений в работу медперсонала. На секции мы представим информацию о роли цифровизации в системе управления здравоохранением в Удмуртии, региональной экосистеме здравоохранения и взаимодействии медсообщества при внедрении цифровых решений, а также о стандартизации процессов в поликлиническом звене и практике применения инструментов цифровизации. Ключевой акцент будет сделан на процессной модели вовлечения медперсонала в использование цифровых решений.