– Ноябрьская центральная городская больница – многопрофильное медучреждение. Сколько отделений и какого профиля входят в его структуру, сколько человек работает?
– Ноябрьская ЦГБ размещается в 28 зданиях, расположенных в разных частях города. В общей сложности в 65 отделениях больницы трудится 2738 сотрудников. Наша больница обслуживает почти 110 тысяч жителей Ноябрьска, а также городов Муравленко и Губкинский, Красно-Селькупского и Пуровского районов.
– Да, масштаб поражает. Неудивительно, что именно на базе Ноябрьской ЦГБ недавно прошло выездное совещание главных врачей Ямало-Ненецкого автономного округа. Чем еще был обусловлен выбор вашей больницы для проведения этого мероприятия?
– Наша ЦГБ одна из первых в округе начала переход на работу с медицинской информационной системой «ЕЦП.МИС». Также наша больница – медицинская организация третьего уровня, и на первом этапе внедрения новой системы мы были единственным учреждением подобного типа.
В апреле 2021 г. именно на базе Ноябрьской ЦГБ было организовано совещание ИT-служб округа и представителей разработчика – компании «РТ МИС». Обсуждались трудности, возникающие при внедрении системы. Так что опыт проведения крупных выездных совещаний у нашей больницы был. Кроме того, мы уже адаптировали многие бизнес-процессы и могли поделиться этим опытом с коллегами из других медорганизаций.
– С каких бизнес-процессов вы начали цифровизацию учреждения?
– Внедрение начинали с лаборатории, затем на работу с системой перевели стационарные службы, в последнюю очередь поликлиники. Первыми запускали базовые бизнес-процессы, без которых в принципе не может функционировать медицинская организация.
–Какие задачи удалось решить благодаря цифровым решениям?
– На базе Ноябрьской ЦГБ есть перинатальный центр, в зоне ответственности которого обслуживание и жителей города Муравленко. Было организовано взаимодействие с Муравленковской городской больницей для маршрутизации пациентов по профилю «Акушерство и гинекология». Ввели запись на проведение телемедицинских консультаций «врач – врач», по результатам которых врач Ноябрьской ЦГБ в случае необходимости может сразу выписать направление на плановую госпитализацию в наш перинатальный центр. Информация о выписанных пациентах передается в Муравленковскую больницу, чтобы жители смогли продолжить наблюдаться в своем городе.
Еще в стационарном звене Ноябрьской ЦГБ разработали механизм планирования госпитализаций и организовали контроль за заполняемостью коечного фонда. Это позволяет избежать неэффективного простоя коек и обеспечить жителей соответствующей медицинской помощью.
– Как вы знакомите врачей с новыми цифровыми сервисами?
– Врачи со своих рабочих мест могут получить доступ к образовательным ресурсам «РТ МИС» в интернете.
Также у нас сильная ИТ-служба, есть отдельная команда, которая отвечает именно за сопровождение медицинской информационной системы. Исходя из потребностей больницы и врачей, используя функциональность системы, мы разрабатываем необходимые бизнес-процессы. И силами ИТ-службы на регулярной основе проводим обучающие модули, знакомим врачей с новыми возможностями системы.
– В чем залог эффективной цифровизации медицинского учреждения? Кто главный драйвер процессов?
– На уровне медучреждения это, безусловно, заинтересованность в цифровизации со стороны руководства. Если главный врач участвует в процессе, ставит соответствующие задачи своим заместителям и руководителям отделений, выстраивает работу больницы как единый технологический процесс на базе МИС, участниками которого становятся руководители, врачи и пациенты, то результаты будут обязательно. И, конечно, нужна ИT-служба, способная решать поставленные задачи, помогать пользователям преодолевать проблемы, работать в единой команде с врачами, понимать задачи медучреждения и с помощью МИС предлагать оптимальные пути их решения.
– Что для вас значит успешно внедренная МИС?
– Главный показатель успешного внедрения МИС – это удовлетворенность работающего с ней врача. Система должна позволять врачу выполнять все его функции в соответствии со специализацией и при этом максимально автоматизировать работу, облегчая процессы заполнения медицинской документации и формирования аналитики, предоставлять накопленную информацию о пациенте в максимально удобной форме. Также важны сервисы для пациента, например, запись на прием, электронная очередь.
– Мы много говорили об эффектах цифровизации для врачей, а какие возможности для пациентов возникают в ходе внедрения новых сервисов?
– Мы активно работаем над передачей документов в реестр электронных медицинских документов и электронную медицинскую карту, это означает, что пациент может получить информацию о состоянии здоровья в личном кабинете на Госуслугах или на региональном портале здравоохранения. Организовали и стараемся оптимизировать все способы дистанционной записи на прием. С помощью управления расписанием стремимся организовать плановую госпитализацию и направление к амбулаторному врачу наиболее удобным для пациента образом, чтобы минимизировать хождение по кабинетам.
– Какие задачи в сфере цифровизации еще есть у руководства учреждения?
– У нас большие планы, впереди много работы. Хотелось бы снабдить всех врачей планшетами и внедрить мобильные автоматизированные рабочие места. Стремимся наладить медицинский документооборот в электронном виде не только внутри нашего учреждения, но и в округе в целом. Мы постоянно разрабатываем различные бизнес-процессы, которые позволят решать насущные проблемы. Например, идет работа над внедрением контроля за диспансерной группой пациентов. Планируем настроить и адаптировать электронную очередь во всех отделениях больницы.
–Какая еще функциональность МИС необходима и перспективна для развития?
– Доработка модулей для анализа экономической составляющей работы больницы – это первоочередная задача. Также в МИС нужен полноценный блок платных услуг. Тут без доработок не обойтись, и мы верим, что это будет сделано в ближайшее время. В целом в развитии системы очень важно постоянное взаимодействие с разработчиком, и благодаря нашему МИАЦ и Департаменту здравоохранения этот диалог выстроен и поддерживается