Цифровые технологии – неотъемлемая часть работы врача

История цифрового здравоохранения Прикамья начинается в 2007 году с внедрения программы «ПроМед», ставшей впоследствии основой для «ЕЦП.МИС». С этого периода медорганизации региона работают в формате электронной регистратуры, выписывают электронные направления, сдают реестры счетов. За десятилетия многое изменилось, и сегодня специалисты не представляют себе работу без цифровизации.

Об использовании цифровых сервисов и работе в медицинской информационной системе (МИС) рассказывает главный врач ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника города Перми» Ирина Плащевская.

 

- Расскажите об особенностях вашей больницы, ее структуре.

- Городская клиническая поликлиника г. Перми создана в 2015 г. в результате слияния двух лечебных учреждений: Городской клинической поликлиники №1 и Городской поликлиники №11.

Поликлиника обслуживает 63 тысячи человек Ленинского и Свердловского районов Перми. В участковой службе – 34 терапевтических участка и два участка врачей общей практики. У нас многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, имеющее несколько отделений для лечения и диагностики различных заболеваний: первичной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, медицинской профилактики, неотложной медицинской помощи, лучевой и функциональной диагностики, реабилитации, дневной стационар, а также клинико-диагностическую лабораторию.

На протяжении многих лет мы активно сотрудничаем с образовательными учреждениями и промышленными предприятиями города, обслуживаем семь фельдшерских здравпунктов, из которых четыре – студенческие. Фактическая мощность поликлиники составляет 938 посещений в смену. Ежегодно лечебное учреждение посещают около 302 тысяч пациентов.

- С какого года вы работаете в МИС? Как развивался процесс применения цифровых технологий?

- Поликлиника приступила к работе в системе в 2007 г., на старте запуска программы РИАМС «ПроМед» в регионе. Прошли годы, программа стала объемнее и сменила название, но по привычке мы продолжаем называть ее именно так.

Начинали с формата электронной регистратуры. Это было новое, но интересное направление, которое структурировало работу всех медработников. Для организаторов здравоохранения стало понятно по отчетным формам, как и сколько времени принимает врач, для пациентов – как записаться на прием. Анализ ситуаций приводил к корректировкам в расписании.

Переход на следующий этап – ведение электронной медицинской карты пациента (ЭМК) – происходил непросто. Как правило, новое воспринимается с трудом, возникает много сопротивлений. Но постепенно медработники привыкли к тому, что существуют унифицированные шаблоны, единый стиль написания и заполнения карты.

Сегодня полностью в электронном виде выписываются больничные листы, направления на госпитализацию и исследования, справки о смерти, медкнижки, проводятся телемедицинские консультации. Это позволило сделать медицинскую помощь доступнее для пациентов. Теперь они могут легко и быстро получать больничные листы, результаты анализов, исследований и других документов в личном кабинете на Госуслугах. Введение электронных рецептурных бланков также существенно облегчало работу. Переход на безбумажный документооборот позволил экономить на расходных материалах и надежнее хранить информацию. 

Считаю, большим прорывом в цифровизации стало внедрение ЭМК пациента во всем регионе, когда подключили не только первичное амбулаторное звено, но и стационары, и скорую медицинскую помощь, и другие структурные подразделения здравоохранения. У нас появилась возможность видеть всю историю пациента в электронном виде: с какими жалобами и куда он поступил, какие обследования прошел и что с ним вообще случилось. Электронная карта стала давать информацию о пациенте полнее.

-Работать стало интереснее?

- Безусловно. И понятнее. Например, при выписке электронного направления в стационар, мы можем отследить, поступил пациент на госпитализацию или нет. И далее при выписке из стационара видим, пришел ли пациент на обязательный прием в поликлинику в первые три дня.

При работе с лабораторией в электронном виде мы стали видеть результаты анализов, когда они проведены в последний раз. Выписка больничных листов и заполнение посыльных листов на медико-социальную экспертизу в электронном виде привели к прозрачности процессов.

Огромным плюсом стало появление сигнальной информации для врача в ЭМК пациента. Она указывает, например, что пациент не проходил флюорографическое обследование более двух лет, не был на диспансеризации, не закрыл больничный лист, либо вообще не появлялся в лечебном учреждении, и нужно обратить на это внимание.

Участковый врач с помощью программы может сформировать паспорт своего участка, отчеты дают возможность отследить, сколько человек не явилось на диспансерное наблюдение в текущем периоде. Далее уже наш контакт-центр производит обзвон пациентов и приглашает на прием.

Радует, что с каждым годом МИС совершенствуется, добавляется новый функционал.

Чтобы обеспечить эффективное использование МИС, важно дать врачам понимание пользы от этих систем – как для них самих, так и для пациентов.
Ирина Плащевская
Главный врач ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника города Перми»

- Расскажите о техническом оснащении больницы. Сколько ИТ-специалистов у вас работает?

- Нам очень повезло, в 2023 году мы переехали в новое здание, полностью оборудованное новой техникой. Стоит отметить, в медицину за последние годы вкладывается очень много средств – от строительства лечебных учреждений до оснащения медоборудованием и компьютерами, и этот «парк» постоянно обновляется.

В штате – три ИТ-специалиста, один из них отвечает за информационную безопасность, двое – технические работники по администрированию в целом и функционированию информационной системы в частности. Конечно, в сложных ситуациях, когда одновременно в нескольких местах что-то «ломается», хочется, чтобы таких специалистов было побольше.

Для оперативного решения технических вопросов у нас созданы специальные чаты. Если наши айтишники не справляются с техническими ошибками, мы регистрируем инциденты и ждем их решения от вендора.

Наши специалисты привыкли работать с компьютером и в целом хорошо воспринимают цифровизацию. Безусловно, иногда нужно подробнее показать, научить, помочь разобраться с сервисами. Скажу больше, когда происходит технический сбой, уже никто не спешит вернуться к бумаге, а ждет исправления ситуации. Сегодня врач стремится сразу заносить всю информацию в электронный формат. Получается, то, что на начальном этапе вводилось с большим трудом и сопротивлением, сейчас стало неотъемлемой частью нашей жизни. Мы не представляем свою работу без этого.

Для мотивации существует такое решение, как стимулирующие выплаты. Для сотрудников и руководителей определены критерии, показатели ежемесячно пересматриваются. При их невыполнении процент стимулирующих выплат снижается. Ежегодно критерии оценок пересматриваем, проводя предварительный анализ данных.

- Какие результаты вы получили при использовании цифровых технологий?

- Все структурные подразделения больницы, включая женскую консультацию, ведут электронные истории болезней, все виды электронных медицинских документов, выписывают рецепты на льготные лекарственные медикаменты, умеют формировать отчёты, необходимые для работы или осуществления контроля, если говорить о заведующих отделениях и заместителя главного врача. В полном объёме работает в системе и средний медперсонал, основные помощники врача.

В медорганизации подключены два анализатора к лабораторной информационной системе в составе ЕЦП, шесть диагностических аппаратов к ЦАМИ, результаты исследований обрабатываются системой искусственного интеллекта для выявления патологий органов грудной клетки и молочной железы. Используется система поддержки принятия врачебных решений, позволяющая определять риски пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, что способствует своевременной постановке на диспансерный учет и контроль за такими пациентами.

Мы упростили получение результатов лабораторных и инструментальных исследований, которые сразу заносятся в систему, отменяя необходимость для пациента лично приходить за описанием – результаты исследований доступны ему в личном кабинете на портале «К врачу» и на Госуслугах.

- Что нового введено в поликлинике для пациентов?

- В марте этого года мы запустили Школу здоровья – спецпрограмму для пациентов, состоящих на диспансерном наблюдении по хроническим неинфекционным заболеваниям.

В школе организованы групповые и индивидуальные занятия по структурированным программам, их цель – повысить приверженность пациентов к выполнению медрекомендаций и мотивировать к здоровому образу жизни. Обучение – очное и дистанционное. Пациенты могут проходить обучение по соответствующей нозологии ежегодно.

Во время приема пациента, состоящего на диспансерном учете, врач подробно рассказывает об особенностях его хронического заболевания. Пациенту также выдают QR-код, по которому на сайте поликлиники можно узнать полную информацию о заболевании, способах профилактики обострений и оказания первой помощи. При необходимости, пациент может обратиться к врачу за дополнительными разъяснениями.

- Что посоветуете коллегам при внедрении новых цифровых сервисов?

- Личной заинтересованности. Без нее ни один проект не будет внедрен на достойном уровне. Глубокое погружение и системный подход необходимы, прежде всего, руководителю медорганизации, чтобы «повести» коллектив за собой, и впоследствии своевременно контролировать реализацию проекта.

Важно проводить обучение и показывать преимущества внедрения: улучшение качества работы, ускорение доступа к информации, сокращение бумажной волокиты. Чтобы обеспечить эффективное использование МИС, важно дать врачам понимание пользы от этих систем – как для них самих, так и для пациентов.

- В сентябре 2025 г. ваша поликлиника будет принимать гостей в рамках «ЕЦП.Форума». Это сложно и почетно одновременно. Как вы готовитесь к таким событиям?

- Гости из других регионов регулярно посещают нашу поликлинику. С одной стороны, прием для нас – отлаженный процесс, с другой – непростое и ответственное занятие, которое требует тщательной подготовки и внимания ко множеству деталей. Безусловно, наводим порядок, инструктируем сотрудников, выстраиваем оптимальный маршрут. Визиты – возможность взглянуть на себя со стороны, понять, чему необходимо научиться, и осознать, что движемся в правильном направлении.

Источник: zdrav.expert
  • 27.06.2025
В номинации «Цифровизация госсектора» за разработку медицинской информационной системы «ЕЦП.МИС»
Используя наш сайт вы даете нам согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве. Если собранная информация содержит персональные данные, мы будем обрабатывать ее в соответствии с нашей - Политикой конфиденциальности. Также информируем, что сайт собирает данные для аналитического инструмента Яндекс.Метрики.
Согласен