Для корректной передачи данных в территориальный ФОМС (ТФОМС) коммерческие клиники рассматривают вариант подключения к региональной медицинской информационной системе (РМИС). О том, как организовать в регионе переход коммерческих клиник на РМИС, возможностях для них и услугах, которые готов оказать разработчик системы, рассказал заместитель генерального директора по коммерческим вопросам «РТ МИС» Артем Логинов.
— Как коммерческим клиникам организовать передачу реестров счетов при оказании услуг по ОМС?
— У частных клиник, которые оказывают услуги по ОМС, есть два варианта передачи реестра счетов в ТФОМС. Если в клинике уже настроена собственная медицинская информационная система (МИС), интегрированная с территориальным фондом, можно оказывать услуги по ОМС и самостоятельно сдавать реестры счетов.
Если у клиники нет собственной МИС или система не интегрируется с ФОМС, учреждение может обратиться к оператору региональной медицинской информационной системы (Минздрав, МИАЦ, Минцифры — в зависимости от региона). Оператор заключает с клиникой соглашение и после решения вопросов информационной безопасности подключения разрешает ей работать в защищенном контуре региональной системы. После этого коммерческая клиника фиксирует услуги по ОМС в региональной МИС и сдает через нее реестры счетов.
— Какие вопросы должен решить оператор региональной медицинской информационной системы для подключения частных клиник к защищенному контуру здравоохранения региона?
— Оператор РМИС несет ответственность за все, что происходит в системе. В первую очередь у оператора должна быть возможность передачи коммерческим клиникам права пользования программным обеспечением. Это должно быть предусмотрено лицензионным договором, заключенным между разработчиком и оператором системы.
Другой важный момент — обеспечение безопасности и сохранности персональных данных, контроль их достаточности для преемственности оказания медицинской помощи. Все клиники, подключенные к региональной системе, обладают одинаковыми правами и обязанностями. Поэтому оператор должен решить, в каком объеме, по каким правилам, с какими настройками доступа медицинские организации будут работать в региональной МИС.
— Что должна сделать частная клиника, чтобы работать в РМИС?
— Действующее законодательство требует от коммерческой клиники ровно то же, что и от государственной, — передавать данные в единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ) федерального уровня и государственную информационную систему здравоохранения регионального уровня. Для обеспечения полноценного ввода информации в МИС нужно обеспечить безопасность данных и обучить сотрудников клиники работе в системе. Это базовое условие.
— Какие возможности появляются у коммерческих клиник, работающих в РМИС?
— Главная возможность — работать по программе ОМС, не приобретая дополнительное ПО и не создавая собственной вычислительной инфраструктуры, при этом соблюдая требования законодательства. Кроме того, оказывая услуги по ОМС, клиника зарабатывает деньги и не тратится на интеграцию, так как она уже реализована в РМИС через протоколы обмена с региональным территориальным фондом. Наконец, коммерческая медорганизация обеспечивает преемственность оказания медицинской помощи. Ей доступны данные о пациенте, и на их основе можно провести прием, поставить диагноз, дать заключение.
Это базовые возможности, которые появляются у клиники при подключении к системе.
— Позволяют ли современные региональные МИС управлять доступом к электронным медицинским картам пациентов?
— Да, эти настройки достаточно гибкие, как их применять, решает оператор системы. Например, в «ЕЦП.МИС» есть две возможности. Первая — таргетированный доступ к группам диагнозов для медицинской организации или врача. Эта настройка позволяет просмотреть только случаи обращения пациентов, связанные с доступными диагнозами. Вторая связана с настройкой доступа к электронной медицинской карте (ЭМК) на уровне региона. Этот контроль может быть на трех уровнях. Первый вариант: все врачи могут просматривать информацию, которая есть в ЭМК. Второй — доступ к информации можно получить, только указав причину, по которой необходим доступ к информации. Третий — доступ только при наличии прикрепления к участку, записи на прием, а также, если пациент проходит лечение, состоит на учете или направлен к медработнику. Если для врача не выполняется хотя бы одно из этих условий, ЭМК для него закрыта.
— Как коммерческая клиника может подключиться к ЕГИСЗ?
— Существует три варианта, которые подробно описаны в нормативно-правовой документации. Первый предусматривает подключение к ЕГИСЗ напрямую. Этот способ могут реализовать не все разработчики медицинских информационных систем. Это трудозатратно и дорого, особенно если речь идет о подключении одной клиники. Как правило, такой вариант доступен лишь крупным сетевым клиникам.
Второй вариант — подключение через оператора иной информационной системы. Таких операторов несколько, и этот способ достаточно удобный для коммерческой клиники.
И третий способ — подключение через ГИС СЗ и работа непосредственно в региональной медицинской информационной системе.
— «ЕЦП.МИС» имеет статус ГИС СЗ во многих регионах. Какие способы передачи данных вы можете предложить для коммерческих клиник?
— Пока это только подключение к региональной системе, и оно выполняется на условиях соглашения с оператором системы. Но, понимая законодательно обоснованную необходимость и потребность, мы разрабатываем дополнительный сервис. Он должен появиться к концу года и позволит коммерческим медицинским организациям в регионах нашего присутствия, вне зависимости от используемой МИС, передавать данные в региональный и федеральный сегмент.