Электронная медицинская карта

Опыт реализации в Пермском крае

Пермский край первым начал работу с обновленным интерфейсом электронной медицинской карты. На текущий момент 100% жителей региона имеют записи в ЭМК и доступ к информации о своем здоровье через портал Госуслуги и Региональный портал медицинских услуг «К врачу».

    • Врач распределяет назначения в  ЭМК с учетом нагрузки других врачей и времени пациента.
    • Сигнальная информация: структурированная история случаев лечения.
    • Диагнозы: полная систематизация назначений.
    • Формализация параметров оказания медицинской помощи.
    • Исследования: быстрый доступ к документам пациента.
    • Автоматический подбор минимального времени с распределением консультаций или исследований. 
    • Минимизация посещений пациентом медицинской организации.
    • Осведомленность врача о состоянии пациента до осмотра.
    • Оперативная постановка диагноза с учетом истории болезни пациента.
    • Результаты лабораторных исследований и медицинские изображения доступны в ЭМК сразу после внесения.
    • Пациентам доступны история случаев лечения, результаты исследований.

Не только в Москве рождаются новации. Например, Пермский край активно вкладывается в цифровизацию медицины. Сейчас мы уникальны тем, что у нас на 100% внедрены электронные медицинские карты. Не только в городах и крупных поселениях, но и в сёлах.

Максим Решетников
Губернатор Пермского края (2017–2020), министр экономического развития РФ

Пакетные назначения

Опыт реализации в Пермском крае

В ЭМК при заполнении случаев обращения пациента врачи используют пакетные назначения – готовые шаблоны, которые нужно просто добавить к случаю. Пакетные назначения создаются на основе собственных шаблонов, шаблонов, созданных коллегами или на основе клинических рекомендаций и стандартов лечения. Таким образом в два раза сокращается время на ввод  информации и растет эффективное время работы врача:

  • на 27% меньше кликов при приеме пациента с острыми заболеваниями; 
  • на 31% меньше кликов при приеме пациента с хроническими заболеваниями;
  • на 53% меньше кликов при приеме «сложного» диагностического пациента.

Это первый регион, который придумал и реализовал систему клинических решений в части пакетного назначении анализов при определённых нозологиях. И в ближайшее время мы это тоже обязательно сделаем.

Анастасия Ракова
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития

Дистанционный мониторинг

Опыт реализации в Пермском крае

Проект пилотировали в 2 медицинских организациях региона. В пилотную группу вошли пациенты от 25 до 45 лет (30% приверженность). Пациенты дистанционно передавали показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления. Врач наблюдал и корректировал лечение.

  1. Терапевт информирует о программе мониторинга в ходе диспансеризации, текущих и профилактических осмотров.
  2. Специально выделенный специалист курирует дистанционный мониторинг.
  3. Пациента включают в программу. Он подписывает соглашение и проходит обучение. В личном кабинете пациента появляется раздел «Дневник здоровья».
  4. Врач устанавливает индивидуальные критерии мониторинга для пациента.
  5. По назначению врача пациент измеряет артериальное давление необходимое количество раз в сутки. Самостоятельно вносит данные в Личный кабинет, либо автоматически передает с приборов с функцией Bluetooth.
  6. Врач получает данные от пациентов. Данные отражаются в специальном разделе ЭМК в АРМ врача поликлиники. При отклонении от нормативных значений врач связывается с пациентом и дает необходимые рекомендации.

Врач своевременно корректировал лечение и давал необходимые рекомендации. За 2 месяца пилотного проекта артериальное давление у пациентов не повышалось более 160 мм, они не нуждались в скорой или неотложной медицинской помощи. 

Евгений Зубов
заместитель директора МИАЦ Пермского края

Безбумажный документооборот

Опыт реализации в Пермском крае

Внедрение безбумажного документооборота в практику медицинских организаций Пермского края началось в 2019 г. и продолжается в этом году. В марте 2019 г. было 4 пилотных поликлиники, к концу года 100% поликлиник края использовали безбумажный документооборот, в 2020 г. на «безбумажку» переходят стационары региона.

Безбумажный документооборот  – комплексный переход к электронным документам:

    • Электронный документооборот внутри и между медицинскими организациями.
    • Межведомственное электронное взаимодействие.
    • Удаленная экспертиза страховыми медицинскими организациями.
    • Электронные листы нетрудоспособности.
    • Медицинские справки в «Личном кабинете» пациента.
    • Электронные рецепты.
    • Телемедицина.
    • Электронная очередь, управление потоками пациентов.

Внедрение безбумажного документооборота обеспечивает работу медицинских организаций в соответствии с принципами «бережливого» производства:

  • Сокращение времени работы с бумажными документами, увеличение времени работы с пациентом;
  • Снижение непрофильных трудозатрат и издержек;
  • Лояльность пациентов за счет сокращения числа «бумажек».

У вас уже решена проблема сокращения бумажного документооборота, вы находитесь на низком старте, и эти результаты действительно заслуживают уважения и применения наработанных вами практик в других регионах.

Юрий Кобзеев
Депутат Госдумы РФ

Медицинская помощь в ФАП

Опыт реализации в Пермском крае

Повышение качества и доступности медицинской помощи в труднодоступных ФАП обеспечивают ряд подсистем и модулей: телемедицина, электронные больничные листы и электронные рецепты.  В 2019 г. все ФАПы Пермского края были подключены к ЕГИСЗ Пермского края, в результате:

  • 55893 электронных рецепта выписано ФАПами;
  • 282 электронных больничных;
  • 382 телемедицинские консультации запрошены.

Онлайн мы передаем все необходимые данные ребенка, результаты анализов, анамнез, симптомы, результаты обследования, чтобы каждый участник видел объективную картину. Для пациентов это уникальная возможность получить специализированную медицинскую помощь, не выезжая в краевой центр, сохраняя время и средства.

Наталья Кужелева
Врач детского офтальмологического отделения ГБУЗ ПК «Краевая детская клиническая больница»

Электронный рецепт

Опыт реализации в Республике Башкортостан

Автоматизация полного цикла льготного лекарственного обеспечения началась еще в 2013 г. На данный момент в системе работает 124 аптечных пункта и 101 медицинское учреждение разных форм собственности: 97 государственных медицинских организаций,  2 негосударственных, федеральная и частная медицинские организации.

  • Все медицинские организации выписывают рецепты исключительно в электронном виде, но с подтверждением на бумажном носителе. С 2013 г. выписано 7 млн. электронных льготных рецептов.
  • Создана единая республиканская база данных пациентов, нуждающихся в льготном лекарственном обеспечении. 
  • Автоматизированы все процессы оформления и обеспечения льготных рецептов.

В республике обеспечена комплексная автоматизация льготного лекарственного обеспечения – сформированы единые регистры, автоматизирован процесс выписки электронных рецептов, обеспечен информационный обмен между медицинскими организациями, аптеками, уполномоченной фармацевтической организацией, Минздравом РБ, налажен контроль информационных процессов по реализации лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.

Динара Еникеева
Заместитель министра здравоохранения Республики Башкортостан

Миграция на ЕЦП

Опыт перехода Республики Адыгея

Республика Адыгея пилотный регион по миграции на ЕЦП. 100% медицинских организаций Республики Адыгея – 2800 пользователей, работающие ранее в РМИС, с 1 августа 2020 г. ведут полноценную работу в ЕЦП. До старта работ по миграции проведен детальный анализ региональной специфики, разработан план график и сформирована команда под регион.

Миграция данных на ЕЦП

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

  • предоставлены мощности, подготовлена  среда, инсталлирована сама система;
  • разработаны скрипты для обеспечения наследования данных, произведена загрузка данных в тестовую среду ЕЦП;
  • проведены подготовительные работы  для разработки функциональности реестров счетов.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

  • развернута и наполнена данными продуктивная среда ЕЦП;
  • проведено обучение пользователей;
  • 1 августа 2020 г. Республика Адыгея переключена на ЕЦП;
  • началась опытно-промышленная эксплуатация.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • загрузка ЭМК, исторических данных;
  • отладка реализованных интеграций;
  • завершен период опытно-промышленной эксплуатации.

Организационно-технические особенности

РАБОТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Большая часть медицинского персонала находилась на самоизоляции или работала в закрытых отделениях. Организовали дистанционное обучение. При первой возможности выехали в регион для проведения очного обучения.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИИ

С применением АПИ реализована  интеграция с ЛИС Альфалаб, с системами ЛЛО (Асулон) и СМП (ООО «КАБ»).

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Разработано около 100 отчетных региональных форм. Добавлена государственная отчётность, доработана печать учетных документов под региональные особенности.

Реестры счетов

Счета за август уже сданы из ЕЦП. Для обеспечения сдачи реестров счетов: 

  • проведена настройка механизмов ЕЦП для сдачи реестров счетов;
  • обеспечена возможность загрузки и поддержания в актуальном состоянии тарифов; 
  • реализована возможность загрузки результатов проверки счета;
  • проведено регрессионное тестирование;
  • сдача реестров отработана на пилотных медицинских организациях до начала основного реестрового периода.

По итогам миграции более 70% медицинских организаций дали положительный отзыв о системе, а оперативный мониторинг, проведенный министерством здравоохранения Республики Адыгея, выявил положительную динамику использования ЕЦП, как полноценного инструмента работы врачей.

Лариса Прокудова
РТ МИС, Руководитель проекта по миграции регионов на ЕЦП

Регистр болезней системы кровообращения. Цифровое ЭКГ

Опыт реализации Республики Башкортостан

Регистр введен в эксплуатацию в 2015 году.

Цель – учет пациентов из группы риска, с последующими маршрутизацией и мониторингом оказания медицинской помощи.

В основе – «Скрининг здорового населения» с целью выявления пациентов с факторами риска развития сердечно-сосудистых заболеваний на ранних этапах. В рамках скрининга специалистами первичного звена при оказании амбулаторно поликлинической медицинской помощи осуществляется анкетирование пациентов (партнерское решение). 

После заполнения анкеты система автоматически определяет группа риска, рассчитывает дата следующего анкетирования, формирует рекомендации для врача по тактике лечения и для пациента по изменению образа жизни. 

Функциональные возможности системы: автоматическое уведомление терапевта о включении в регистр пациента, прикрепленного к его участку; автоматическое исключение из регистра по истечению периода наблюдения; ведение наблюдения за динамикой развития БСК; оформление электронных направлений; уведомление о событиях в «Сигнальной информации» ЭМК пациента.

Автоматическая интерпретация цифровых ЭКГ позволяет передавать в регистры БСК информацию, которая существенно повышает оперативность и точность диагностирования, а также способствует работе на опережение для исключения обострений или осложнений заболеваний. 

Алгоритм работы:

  1. В ЕЦП.МИС создается назначение на ЭКГ, формируется направление.
  2. В АРМ диагностики дается команда на кардиограф, снимается кардиограмма.
  3. Кардиограмма передается в интерпретатор (партнерское ПО), проводится автоматический анализ ЭКГ: формируется врачебное заключение, список установленных синдромов, файл изображения.
  4. Кардиограмма и описание с интерпретатора доступны для работы врачу в АРМе диагностики.
  5. После обработки и подписания случая данные попадают в ЭМК.

С 2015 по 2020 гг. скрининговый осмотр прошли более 200 тысяч человек. За счет коррекции выявленных факторов риска удалось увеличить долю лиц, относящихся к 1 группе здоровья на 29%, и снизить долю лиц в 3 группе здоровья, с уже имеющимися сердечно-сосудистыми заболеваниями, на 45%. 

Ссылка на источник: health.bashkortostan.ru

По информации Министерства здравоохранения Республики Башкортостан

Вызов врача на дом

Автоматизация в Московской области

Голосовой помощник Светлана появилась в Московской области в октябре 2020 года для разгрузки COVID-службы 122. Система развернута в течение месяца, в результате:

  • настроена интеграция: записи о вызове врача отражаются в МИС региона;
  • внедрен и доработан сценарий по вызову врача на дом;
  • запущено 240 линий;
  • организован круглосуточный прием звонков;
  • сокращено время ожидания ответа на линии.

На 35 день голосовой помощник Светлана приняла более 25 тысяч звонков, из них 8 тысяч успешно обработала: создала вызовы на дом и ответила на уточняющие вопросы пациентов. Сейчас голосовой помощник разгружает контакт-центр Московской области на 30%. Он учится, и в дальнейшем закроет до 50% обращений.

Мы видим, как в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией резко увеличилось количество обращений в колл-центр губернатора, чтобы вызвать врача на дом. Для удобства жителей, чтобы снизить время ожидания ответа оператора, мы запустили голосовой сервис на основе искусственного интеллекта, который в автоматическом режиме примет заявку и оформит вызов врача на дом.

Светлана Стригункова
Министр здравоохранения Московской области